Отдел техники и декоративно-прикладного творчества

Отдел техники и декоративно-прикладного творчества

Важными направлениями деятельности Дворца детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова являются техническое и декоративно-прикладное творчество. Развитие данного направления осуществляет педагогический коллектив отдела техники и декоративно-прикладного творчества: 29 педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов. Из них педагогический стаж имеют: до 5 лет – 11 педагогов, до 10 лет – 5 педагогов, до 15 лет – 3 педагога, свыше 15 лет – 4 педагога и свыше 25 лет – 6 педагогов. Из общего педагогического коллектива отдела 12 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 12 педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Среди педагогов отдела – один Почетный работник общего образования РФ и один кандидат технических наук. Охват учащихся всеми коллективами отдела техники и декоративно-прикладного творчества – более 700 детей.

Руководство отделом осуществляет Нефедьев Илья Алексеевич.

Образование: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, бакалавриат по направлению «Телекоммуникации», по специализации «Приемно-передающие устройства средств связи», магистратура по направлению  подготовки «Радиотехника» по программе «Системы и устройства передачи, приема и обработки сигналов» и аспирантура по специальности «Антенны, СВЧ-устройства и их технологии». Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель Лаборатории радиоэлектроники и технической кибернетики, педагог-организатор первой квалификационной категории.

От истории создания отдела до наших дней

      Отдел был создан во Дворце одним из первых в далеком 1937 году.

Секция авиамодельного спорта ведет свою историю с 1937 года, с момента основания Дворца пионеров. В августе 1937 года в г. Горьком состоялся слет юных авиамоделистов, получена приветственная телеграмма  от Валерия Павловича Чкалова, а в 1938 году Дворцу пионеров было присвоено имя великого летчика. Юные авиаторы активно участвовали в жизни города, организуя городские слеты юных техников. Занятия в авиамодельном кружке прервались только на время Великой Отечественной войны, когда руководитель Александр Петрович Люро и старшие кружковцы ушли на фронт.

В 1947 году учебный процесс возобновился. Ребята освоили кордовые и реактивные классы авиамоделей. А с 1951 года работу авиамодельного кружка возглавил легендарный человек, педагог, тренер и наставник – Мстислав Петрович Караганов. Его судьба была неразрывно связана с Нижним Новгородом и Дворцом детского творчества им. Чкалова. Он воспитал более 2000 авиалюбителей, более 40 мастеров спорта и  мастеров спорта Международного класса по авиамодельному спорту, возглавлял областную федерацию авиамодельного спорта.

Сегодня секция авиамодельного спорта носит имя Мстислава Петровича Караганова.  Педагоги секции являются его воспитанниками и последователями –  Горбунов Алексей Евгеньевич (радиоуправляемые модели),  Коробко Михаил Григорьевич (свободно-летающие модели), Мусонов Валерий Викторович (кордовые модели), Юматов Михаил Алексеевич (свободно-летающие модели). Обучение  ведется по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Авиамодельный спорт – спорт без границ». Авиамоделисты получают практические навыки и теоретические знания по авиастроению. Специализация программы включает в себя изучение основ аэродинамики, конструирование моделей нечемпионатных и чемпионатных классов; обучение технике пилотирования модели; отработку навыков радиоуправления моделью в полете с помощью компьютерных симуляторов; подготовку спортсменов-разрядников. Многие учащиеся секции являются победителями городских и областных первенств по авиамодельному спорту, выставок и научно-практических конференций по техническому творчеству. Сотни выпускников разных лет связали свою жизнь с авиацией, став летчиками  конструкторами и инженерами авиапромышленности.

С момента основания Дворца работают секция судомодельного спорта и лаборатория радиоэлектроники и технической кибернетики.

Судомодельный кружок в 1937 году носил название  «Кабинет водного транспорта». В годы войны некоторые воспитанники-судомоделисты стали курсантами Соловецкой школы юнг. Более 30 лет секцией судомодельного спорта руководил Вадим Серафимович Богданов, бывший воспитанник Дворца пионеров. Вместе со своими старшими учащимися  он принял активное участие в открытии во Дворце Музея боевой славы юнг-горьковчан и создал музей моделей судов и кораблей.  Здесь можно увидеть старинные волжские суда, русские пароходы, построенные в России в начале 20 века; корабли времен Русско-японской и Великой Отечественной войн, подводные лодки – от самых первых до современных атомоходов. В настоящее время секцией руководит Сироткин Евгений Михайлович. Учащиеся изучают историю России, историю флота и судостроения; принимают участие открытых городских соревнованиях школьников -  судомоделистов; выставках технического творчества. Обучение ведется по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Судомоделизм и малое судостроение».

История лаборатории радиоэлектроники и технической кибернетики началась с открытия электротехнического  кабинета и кабинета радио и связи. Ребята изучали основы радиотехники, радиодело и азбуку Морзе. С началом войны Дворец начал готовить радистов для работы в военных условиях. Многие кружковцы, научившись обращаться с радиоаппаратурой, уходили на фронт, поступали служить на военные корабли. Из радиокружка вышли такие известные люди, которыми мы гордимся:  герои Советского Союза Г. Г. Масляков и Ю. И. Онусайтис, академик, доктор физико-математических наук А.В. Гапонов-Грехов и многие другие. В настоящее время в лаборатории – около 40 учащихся, многие из которых являются победителями городских выставок технического творчества, научно-практических конференций по техническому творчеству, конференций научного общества учащихся «Эврика». Руководители лаборатории Илья Алексеевич Нефедьев, руководитель отдела, преподаватель Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, бывший учащийся лаборатории и Владимир Федорович Малишевский  организуют образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы радиоэлектроники». Программа  предполагает творческий характер деятельности учащихся, внедряя проектирование в образовательный процесс.

Для дошкольников и младших школьников во Дворце много лет работает творческое объединение начального технического моделирования, ранее - школа детского технического творчества. Занятия с детьми ведут молодой педагог Екатерина Михайловна Шмонина, магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, и Людмила Константиновна Фишман, почетный работник общего образования РФ. Дополнительные общеразвивающие программы «Учимся, играя» и «От идеи до модели», взаимосвязаны и  предполагают переход учащихся от одной программы к другой. Важным результатом освоения программ является формирование интереса к технике, актуальных компетенций, способствующих возникновению потребности в продолжении занятий в других творческих объединениях технической направленности отдела.

Более современные направления технического творчества во Дворце – это информационные технологии и робототехника, которые предлагает школа информационных технологий.  История развития направления  началась с 1991 года, и с тех пор происходит постоянное  развитие и обновление как техники, так и образовательных программ для детей. В настоящее время  школа информационных технологий предлагает различные дополнительные общеразвивающие программы: «Подружимся с компьютером» для младших школьников, «Компьютер с разных точек зрения: создание и использование программ» для детей 11-16 лет;                   «Программирование на языке СИ ++»; «Основы конструирования робототехнических устройств» с образовательным модулем «Arduino». С 2018 г в школе информационных технологий также начали проводиться занятия по программе «Начальное программирование Scratch» для учащихся младшего возраста, а с 2019 г – занятия по программам «Программирование Python» и «Введение в WEB-технологии» для учащихся среднего и старшего возраста.  Школа информационных технологий насчитывает более 200 учащихся, многие из них – победители международных интерактивных конкурсов «Инфознайка», городских конкурсов по 3D-моделированию, городских, областных и всероссийских соревнований и конкурсов, олимпиад и фестивалей по робототехнике. В 2015 г. учащиеся школы вошли в сборную команду России и   приняли участие в Международной Робототехнической олимпиаде (Катар, г.Доха).  Педагоги Школы – Татьяна Николаевна Волкова, Янина Александровна Капитонова, Андрей Эдуардович Ермилов,  Татьяна Сергеевна Евдокимова, Михаил Алексеевич Юматов и Наталья Петровна Романова - методист по развитию технического творчества в г. Нижнем Новгороде.

В отделе был создан ресурсный центр «Образовательная робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». На базе школы информационных технологий с 2014 по 2016 год  работала экспериментальная площадка ФГБОУ «ФИРО» по теме «Разработка модели подготовки старшеклассников в области робототехники в условиях дополнительного образования». Разрабатывая программно-методическое обеспечение занятий по образовательной робототехнике, педагоги Т.Н. Волкова и А.Э. Ермилов участвовали в семинарах и вебинарах,  конференциях и форумах, проводимых как в ходе работы экспериментальной площадки, так и вне ее.

С 2016 г. МБУ ДО «ДДТ им. В.П. Чкалова» присвоен статус стажерской площадки ГБОУ ДПО НИРО по теме « Основы технического творчества и конструкторско-технологической деятельности учащихся», «Традиционные народные ремесла», «Робототехника», в рамках деятельности которой на базе творческих объединений отдела техники и декоративно-прикладного творчества Дворца и с участием педагогов отдела проводятся мастер-классы, практические семинары и квалификационные курсы (модульные) для педагогов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

С 2019 г. в отделе техники и декоративно-прикладного творчества спустя много лет возрождено направление автомоделизма. Во вновь созданной студии технического творчества под руководством Михаила Алексеевича Богданова организуется образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Автомоделирование» для учащихся младшего и среднего возраста. В ходе реализации программы, учащиеся овладевают знаниями по основным типам автомоделей и элементам простейших конструкций, основам макетирования, видам материалов, применяемых в моделировании, а также навыками изготовления разных видов моделей из бумаги, пенопласта, пластика и металла.

Направление декоративно-прикладного творчества представлено дополнительными программами художественной направленности.

Почти 20 лет назад Евгенией Константиновной Зиминой, кандидатом педагогических наук, преподавателем Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина во Дворце была создана дизайн-студия «Очертание». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дизайн-студии «Очертание», разработанная Е.К. Зиминой, предполагает освоение основ дизайнерского подхода к предметно-преобразовательной деятельности. Программа дает интегрированные знания по таким  предметам, как, графика, геометрия, художественное конструирование с использованием различных технологий и материалов, проектирование, изобразительное искусство, мировая художественная культура, дизайн одежды, аксессуаров, промышленный дизайн,  дизайн  интерьера, архитектурный дизайн. Учащиеся студии – призеры многочисленных всероссийских и международных конкурсов юных дизайнеров, выставках, конференциях научного общества учащихся «Эврика». Учащимися дизайн-студии под руководством Е.К. Зиминой был осуществлен проект «Мир на кончиках пальцев»,  разработаны различные методики изготовления тактильных пособий методом разнофактурной аппликации. Были созданы 38 книг с тактильными иллюстрациями и переданы Нижегородской общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива». Коллективный проект учащихся студии «Очертание» «Тактильные иллюстрации для эмоционально-чувственного развития незрячих детей» получил право участия в международной научной и инженерной ярмарке INTEL ISEF  в США.

С 2018 г. по настоящее время дизайн-студией «Очертание» руководит Вероника Павловна Фадеева, воспитанница Е.К. Зиминой, выпускница Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

Более 20 лет успешно работает детский театр моды «Славянский стиль». Все эти годы коллективом успешно руководит Наталия Владимировна Гребченко, методист по развитию декоративно-прикладного творчества в г. Нижнем Новгороде. В данном творческом объединении реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «От старых традиций – к современной моде». В отделе техники и декоративно-прикладного творчества реализуется модуль программы «Текстильный дизайн». С 2018 года в коллективе детского театра моды «Славянский стиль» в рамках модуля «Сценическое движение» проводит занятия Ксения Александровна Кобылинская. Учащиеся театра моды  являются лауреатами и победителями многочисленных всероссийских и международных конкурсов и фестивалей театров моды, городских выставок декоративно-прикладного творчества «творчество юных – любимому городу».

Творческим объединением «Керамика» руководят в настоящее время Елена Евгеньевна Крылова и Елена Григорьевна Ермилова. В программе творческого объединения «Керамика» акцент сделан на творческий характер занятий, развитие как физических, так и умственных способностей детей через развитие мелкой моторики. Основными материалами в работе служат пластилин, соленое тесто и глина. Большую роль в воспитании и развитии детей играет организованная педагогом совместная деятельность детей и родителей через мастер-классы, открытые занятия для родителей.

Творческое объединение «Тростинка» организовано в отделе с 2013 года, руководит коллективом Ольга Николаевна Маркелова. Программа творческого объединения «Тростинка» предлагает ребенку еще один путь для развития  своего творческого и технического потенциала через обучение древнейшему русскому ремеслу – плетению из лозы и озерных трав. В процессе плетения задействованы все 10 пальцев обеих рук, что способствует развитию мелкой моторики. Возможность нарезать прутья ивы и сплести из них корзину или сделать игрушку из травы становится для ребенка настоящим открытием. Программа выполняет утилитарную функцию, позволяя использовать сплетенные детскими руками изделия в быту и для украшения помещений, так как архаичные приемы прекрасно сочетаются с современным дизайном, с его многообразными возможностями и используемыми материалами. Данная программа предоставляет детям возможность общаться с природой во время заготовки материалов, работать руками с природными материалами (лоза, рогоз, кора, мох и т.п.) и получить экологически чистые уникальные изделия для своего дома и сада. Построение программы и формы занятий дают возможность подключать к процессу родителей, бабушек и дедушек, позволяя  ребенку общаться на другом уровне со всеми поколениями семьи, что способствует укреплению семейных связей. Занятия плетением дают толчок для развития интереса к изучению родной природы даже в городских условиях, воспитывают экологическую ответственность, внимание к вопросам охраны окружающей среды.

Учащиеся творческого объединения «Тростинка» являются лауреатами городских выставок декоративно-прикладного творчества «Творчество юных – любимому городу», победителями городских конкурсов декоративно-прикладного, дизайнерского и медиа- творчества «Зимние сказки». С 2019 г к деятельности творческого объединения «Тростинка» также добавились занятия по валянию из шерсти.

Введение новых стандартов обучения особенно остро поднимает вопрос о подготовке дошкольников к обучению в школе. На это направлена деятельность школы раннего развития «Затейники». Педагоги школы – Ирина Евгеньевна Беляева и Татьяна Борисовна Рыбакова, авторы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Шаг за шагом», которая способствует решению задач интеллектуального и личностного развития детей, формированию у них познавательных интересов и творческого мышления, а также способствуют сохранению и поддержке их здоровья. Программа включает в себя 3 модуля: «Окружающий мир», «Математическое развитие», «Английский язык». Это единственная программа социально-педагогической направленности в отделе. Программа «Шаг за шагом» основана на комплексном подходе к подготовке и  адаптации дошкольников и младших школьников к обучению в школе и социализации в обществе, использующем уникальные возможности, предоставляемые обучаемым в ДДТ им. В.П. Чкалова. В рамках программы проводятся  праздники, экскурсии. Обязательны экскурсии в другие объединения Дворца, где обучающиеся получают дополнительные знания и могут попробовать свои силы в различных видах технического и декоративно-прикладного творчества, что помогает им в выборе рода занятий при дальнейшем обучении в объединениях Дворца. С детьми проводятся беседы, приуроченные к традиционным праздникам: «Новогодние традиции в других странах», «Семейные праздники и традиции», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Есть такая профессия - Родину защищать» и др., проводятся игровые тематические программы. При реализации программы происходит формирование познавательного интереса у обучающихся, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое, развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность, что обеспечивает детям эффективное обучение в школе.

В рамках работы экспериментальной творческой группы «Воспитание ответственности у детей через коммуникативную деятельность» проводится серия воспитательных мероприятий среди обучающихся нескольких объединений отдела: творческих объединений «Тростинка» и «Керамика», школы раннего развития «Затейники».

Учащиеся всех коллективов отдела принимают участие в воспитательных мероприятиях Дворца. Организуются экскурсии в музей Юнг Северного Флота, экскурсии в музей истории Дворца, экскурсии в Нижегородский Кремль к Посту №1. На занятиях педагоги рассказывают о жизни и полетах Валерия Павловича Чкалова, демонстрируют фильмы о нем, дают обучающимся возможность больше узнать об истории нашей страны, нашего города, судьбах наших великих земляков. Проводятся открытые занятия, библиотечные часы, познавательные экскурсии на городские  выставки технического и декоративно-прикладного творчества, организуемые ДДТ им. В.П. Чкалова и другие мероприятия. Учащиеся принимают обязательное участие в новогодних елках Дворца, мероприятиях Чкаловской недели.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность  во всех творческих объединениях Дворца организована в соответствии с целями и задачами проектной линии «Хочу все знать» Мега - проекта «Дворец – наш дом», который является одним из глобальных проектов Программы деятельности Дворца детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова «Воспитание творчеством». Образовательные программы предусматривают как групповые, так и индивидуальные занятия. Решая задачи проектной лини «Хочу все знать», творческие объединения технической  и декоративно-прикладной направленности  способствуют формированию у учащихся потребности в познавательной, творческой, созидательной деятельности; развитию склонностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей.

 

Отдел техники и декоративно-прикладного творчества сегодня

Педагогический коллектив отдела техники и декоративно-прикладного творчества имеет в своем составе 29 педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов. Из них педагогический стаж имеют: до 5 лет – 11 педагогов, до 10 лет – 5 педагогов, до 15 лет – 3 педагога, свыше 15 лет – 4 педагога и свыше 25 лет – 6 педагогов. Из общего педагогического коллектива отдела 12 педагогов имеют первую квалификационную категорию, 12 педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Среди педагогов отдела – один Почетный работник общего образования РФ и один кандидат технических наук. Охват учащихся всеми коллективами отдела техники и декоративно-прикладного творчества – более 700 детей.

Организуя образовательную деятельность в детских объединениях, коллектив отдела решает следующие задачи:

  • Развивать творческую активность учащихся, способствующую реализации знаний, полученных в школе при изучении таких предметов, как физика, математика, черчение, информатика, технология.
  • Создать условия для формирования у учащихся актуальных компетенций; технического, конструкторско-технологического и  экономического мышления; творческого подхода к работе.
  • Обеспечивать поддержку интересных творческих разработок учащихся; выявлять, развивать и поддерживать талантливых учащихся, а также детей, проявивших выдающиеся способности.
  • Создать условия для организации допрофессиональной подготовки учащихся.
  • Способствовать воспитанию технической, эстетической  и коммуникативной культуры школьников.
  • Способствовать гражданско-патриотическому, духовно-нравственному и трудовому воспитанию учащихся.
  • Создать условия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья учащихся.
  • Организовать совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
  • Создать условия для совершенствования образовательной деятельности педагогов, их профессионального и методического мастерства педагогов.

Педагоги-организаторы отдела осуществляют организационно-методические функции по различным направлениям технического и декоративно-прикладного творчества. Их деятельность включает в себя работу в рамках проектной линии «Чудеса своими руками» городского мега-проекта «Мы – вместе». Основные задачи педагогов-организаторов включают в себя:

  • координацию усилий заинтересованных организаций в развитии технического  и декоративно-прикладного творчества учащихся г. Н. Новгорода;
  • работу с руководителями городских методических объединений по различным направлениям технического и декоративно-прикладного творчества, ответственными по развитию технического и декоративно-прикладного творчества в районах города;
  • деятельность по подготовке и проведению городских соревнований по техническим видам моделизма (авиа, судно, авто); городских конкурсов, фестивалей, конференций и других мероприятий технической  и художественной (декоративно-прикладной) направленности; городских выставок технического и  декоративно-прикладного творчества.
  • проведение семинаров, мастер-классов, практических занятий и курсов повышения квалификации (в рамках стажерской площадки НИРО) для учителей технологии, информатики, физики, учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования технической и художественной (декоративно-прикладной) направленностей, как подготовка к участию в проектах проектной линии «Чудеса своими руками», так и с целью повышения компетенций педагогов.

Проектная линия «Чудеса своими руками» содержит  проекты, направленные на развитие технического и декоративно-прикладного творчества в образовательных  учреждениях г. Нижнего Новгорода. Эта проектная линия есть система работы отдела техники и декоративно-прикладного творчества с образовательными учреждениями города.

 

Один из проектов проектной линии «Будущее России» - проект «Школьные СМИ» также реализуется в отделе техники и декоративно-прикладного творчества.  

Проектная линия "Будущее России"---------- Проект "Школьные СМИ"

 

Каждый проект включает в себя работу методических объединений; организацию и проведение установочных,  обучающих семинаров, практических занятий, мастер-классов для учащихся и педагогов образовательных учреждений; организацию и проведение  городских мероприятий (конкурсов, фестивалей, выставок, соревнований, конференций, олимпиад, турниров и др.)

Спортивно-техническая направленность в техническом творчестве отражена в  проекте «Дети. Техника. Спорт», который реализуется в течение всего учебного года и включает в себя все мероприятия для педагогов и учащихся по авиа-, судо – и автомодельному направлениям. Городские мероприятия спортивно-технической направленности – это соревнования.

Учащиеся г. Н.Новгорода и Нижегородской области, увлекающиеся авиамоделизмом и авиамодельным спортом, имеют хорошую возможность ежегодно демонстрировать свои успехи на открытых городских соревнованиях:

-  Открытом первенстве города Н.Новгорода среди авиамоделистов по классу свободнолетающих моделей, посвященных памяти М.П. Караганова;

- Открытом первенстве города Н.Новгорода среди авиамоделистов-школьников по классу свободнолетающих моделей;

- Открытом первенстве города Н.Новгорода среди авиамоделистов-школьников по классу кордовых моделей;

- Открытом первенстве города Н.Новгорода среди авиамоделистов-школьников по классу радиоуправляемых моделей.

Учащимся, занимающимся в судомодельных творческих объединениях, клубах, кружках, секциях, предлагаются  2 вида городских соревнований:

- Открытые городские соревнования школьников-судомоделистов города Н.Новгорода по ходовым контурным моделям, посвященные «Дню защитников Отечества»;

- Открытые городские соревнования школьников-судомоделистов города Н.Новгорода.

Эти соревнования способствуют популяризации авиамодельного  и судомодельного спорта, организации и развитию патриотической работы среди учащихся, развитию конструкторско  - технологических компетенций  и повышению спортивных и технических достижений, содействуют профессиональной ориентации участников.

Открытые городские соревнования по автомоделизму среди школьников города Нижнего Новгорода являются отличным способом демонстрации достижений учащихся, увлекающихся конструированием различных классов автомоделей, создают условия для развития творческих способностей через привлечение к занятиям техническими видами спорта.

Мероприятия проекта «Дети. Техника. Спорт» проводятся в сотрудничестве с Нижегородским отделением ДОСААФ РФ, Департаментом спорта и молодежной политики администрации г. Н. Новгорода, МБУ ДО «Центр детского технического творчества «Юный автомобилист».

Развитие научно-технической направленности технического творчества отражено в ряде проектов.

 Одним из них является проект «Творец», в рамках которого для младших школьников предлагается городской интерактивный конкурс-выставку детского технического творчества «Сам себе Кулибин». Конкурс является открытым. Наряду с учащимися 1-5 классов принимают участие и семейные коллективы. Конкурс-выставка способствует популяризации технического моделирования среди младших школьников, создает условия для формирования мотивации к занятиям техническими видами творчества, развития познавательного и творческого потенциала учащихся начальной школы, способствует формированию семейных ценностей.

Основное мероприятие проекта «Мой друг – компьютер»   - это городской конкурс по программированию и графическому 3D-моделированию «IT – Чкалов». Этот конкурс направлен на повышение мотивации учащихся 8-11 классов в освоении и применении современных программных продуктов и технологий стимулирование творческой активности по применению информационно-коммуникационных технологий учащихся и педагогов образовательных учреждений.

Традиционным в течение многих лет является проект «Электроник», основное мероприятие которого – Открытый городской конкурс по радиоэлектронике «Электроник». Целью конкурса является сохранение и развитие радиоэлектроники как одного из направлений детского технического творчества. Конкурс предполагает участие детей 6-11 классовы и способствует мотивации профессионального самоопределения учащихся, развитию их творческих способностей и практических навыков.

В связи с ростом популярности направления «робототехника» среди учащихся, растет интерес  и количество участников в городских мероприятиях проекта «Робомир». Это - Открытый городской робототехнический марафон, включающий в себя 4-5 соревнований по  различным номинациям («Старт», «Траектория», «Кегельринг», «Сумо», «Леготраффик», «Лабиринт» и др.), который организуется в течение всего учебного года,

а также - Открытая городская олимпиада по робототехнике «Состязания роботов».  Олимпиада проводится в сотрудничестве с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева, Центром развития творчества детей и юношества Нижегородской области, Нижегородским институтом информационных технологий.

Мероприятия проекта «Робомир»  проводятся в целях развития робототехники как одного из направлений современных технологий, как элемент тренинга базовых навыков в процессе обучения в образовательной робототехнике; стимулируют интерес детей к углубленному изучению основ конструирования робототехнических систем, содействуют развитию творческих способностей и практических навыков учащихся, их профессиональной ориентации.

Проект «Чудеса своими руками» включает в себя большое количество как организационных, так и обучающих мероприятий и реализуется в течение 2 лет, в том числе городские мероприятия технического и декоративно-прикладного творчества:

  • Городская выставка детского технического творчества «Творчество юных –

любимому городу» и городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее», которая всегда проводится в рамках городской выставки.

Организация выставок технического творчества школьного, районного и городского уровней и научно-практическая конференция позволяют создавать условия для повышения общественной значимости научно-технического творчества, пропаганды возможностей, перспектив и достижений в области научно-технического творчества учащихся города Нижнего Новгорода. Занятия техническим творчеством, подготовка и участие в выставках и конференциях формируют у учащихся основы политехнического мировоззрения и пространственного мышления, способствуют формированию навыков самостоятельного исследовательского труда, разработке оригинальных технических решений и изобретательских идей.

  • Городская выставка детского декоративно-прикладного творчества «Творчество

юных – любимому городу».

Организация выставок декоративно-прикладного творчества школьного, районного и городского уровней направлены на формирование личности ребенка и воспитание его «культурной одаренности»; воспитание гражданственности как одной из основных духовных ценностей российского народа; стимулирование интереса учащихся образовательных учреждений к изучению народных традиций.

Проект «Дизайн. Перспективы. Нижний» проводится в сотрудничестве с Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом. Проект включает в себя как мероприятия обучающего характера – это консультации по дизайну преподавателей ФГБОУ ВПО ННГАСУ для учащихся и педагогов, участников конкурса, так и отборочный этап конкурса, финальные мероприятия городского конкурса дизайн-проектов «Дизайн. Перспективы. Нижний». Одной из основных задач является выявление талантливых юных дизайнеров и создание условий для их творческого развития и профессиональной ориентации.

На выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи  в области проектирования костюма и текстильного дизайна направлен проект «Традиции и современность», который включает в себя  фестиваль детских театров моды «Традиции и современность» и проводится 1 раз в 2 года. Данный проект способствует развитию у детей и подростков понимания красоты и гармонии, художественно-эстетического вкуса, фантазии и образного мышления; стимулирует учащихся к повышению мастерства исполнения работ и освоения оригинальных технологий моделирования и пошива одежды; содействует популяризации детской и подростковой моды.

Проект «Секреты мастеров» включает в себя систему мастер-классов лучших педагогов города и открытый городской фестиваль-выставку профессионального мастерства педагогов «Секреты мастеров». Проект направлен на сохранение народных традиций и развитие современных направлений в работе педагогов образовательных учреждений по декоративно-прикладному творчеству; способствует популяризации современных и традиционных направлений кукольного искусства; популяризации новых форм текстильного дизайна; стимулированию педагогов к самообразованию и повышению профессионального мастерства.

Популяризации и развитию традиционных и современных виды декоративно-прикладного творчества, развитию дизайнерского мышления способствует также проект «Зимние сказки», включающий в себя открытый конкурс декоративно-прикладного, дизайнерского и медиа - творчества «Зимние сказки». Реализация проекта позволяет привлечь внимание детей к экологическим проблемам, воспитывать любовь и бережное отношение к природе; развивать интерес к изучению современных информационных технологий и медиа-творчества, формировать навыки работы с программами компьютерной графики; способствовать формированию семейных ценностей.

Проект «Лоскутное шитье» объединяет в себе Очно-заочные педагогические мастерские «Лоскутное шитье», Студию «Лоскутное шитье» и городской открытый конкурс лоскутного шитья «Лоскутной калейдоскоп».

Очно-заочные педагогические мастерские «Лоскутное шитьё» – это профессиональное объединение педагогов дополнительного образования, учителей технологии различных образовательных учреждений г. Н. Новгорода. Цель – повышение профессионального мастерства педагогов в области технологий художественной обработки текстильных материалов. Учебный курс призван повысить художественно эстетический уровень педагога, вооружить его специальными знаниями и умениями по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута. Студия «Лоскутное шитьё» – это профессиональное объединение педагогов дополнительного образования, учителей технологии образовательных учреждений г. Н. Новгорода, владеющих технологиями лоскутного шитья. Цель – внедрение в педагогическую практику технологий, методов и форм работы, позволяющих повысить качество дополнительного образования детей, эффективность проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях.

Городской открытый конкурс лоскутного шитья «Лоскутной калейдоскоп»  является логическим завершением обучения педагогов и проводится с целью сохранения народных традиций и развития современных направлений лоскутного шитья в системе дополнительного образования.

Отдел техники и декоративно-прикладного творчества организует реализацию проектов социально-педагогической направленности - это проект «Познайка» и проект «Школьные СМИ».

Проект «Познайка»  - это комплекс мероприятий обучающего и организационного характера: установочный и обучающий семинары, мастер-класс для педагогов, а также городской командный турнир для дошкольников «Познайка».  Турнир проводится для учащихся школ раннего развития и творческих объединений дошкольников образовательных учреждений г. Н. Новгорода и направлен на создание условий их творческого взаимодействия и социализацию. Задания Турнира способствуют воспитанию языковой культуры дошкольников; развитию их творческой активности; развитию самостоятельности; формированию умения работать в коллективе; формированию интереса к изучению российской истории и традиций.

Проект «Школьные СМИ» включает в себя обучающие семинары и  городской конкурс школьных средств массовой информации, который проводится в целях содействия развитию детской журналистики в образовательных учреждениях всех видов и типов г. Нижнего Новгорода. Проект  способствует созданию единого информационного пространства школьных средств массовой информации; воспитанию информационной культуры среди учащихся Нижнего Новгорода; раскрытию творческого потенциала и содействию интеллектуальному и нравственному воспитанию школьников.

Отдел техники и декоративно-прикладного творчества сотрудничает со всеми структурными подразделениями Дворца по вопросам совместной образовательной  и организационно-методической деятельности; с образовательными организациями города и области; с организациями науки, культуры и спорта города Нижнего Новгорода; с общественными  и другими организациями.