Образовательная программа

Дворец детского творчества им. В.П.Чкалова – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Нижнего Новгорода.

  • В нем реализуются дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности;
  • Его образовательная деятельность нацелена на: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение и творческий труд обучающихся, формирование их общей культуры;
  • В деятельности учреждения учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;
  • Решаются задачи адаптации обучающихся к жизни в обществе и организации их содержательного досуга;
  • ДДТ ведет массовую и методическую работа, направленную на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников;
  • Оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности, а также детским и юношеским общественным объединениям.

Специфическими чертами образовательного процесса в ДДТ им. В.П.Чкалова являются:

  • предоставление дополнительных возможностей для всестороннего развития ребенка, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей;
  • избирательность и добровольность участия детей и  их родителей в работе учреждения;
  • разновозрастной состав объединений;
  • большой выбор видов и форм познавательной и творческой деятельности;
  • привлекательность, уникальность, неформальность, нестандартность содержания деятельности;
  • обеспечение развития ребенка как полноправного и деятельного члена общества, профессиональная ориентация;
  • круглогодичное функционирование учреждения.

За последние 10 лет в организации образовательного процесса педагогическому коллективу ДДТ им. В.П.Чкалова удалось выйти на уровень модульных, разноуровневых, комбинированных, авторских программами дополнительного образования,   что позволило значительно расширить  образовательные функции:

  • интенсификация образования: качественное углубление образования в определенной сфере знания (сверх базисного минимума по предмету, вплоть до научных исследований);
  • экстенсификация образования: количественное расширение образования (освоение предметов и образовательных областей, не предусмотренных школьным планом);
  • допрофессиональная подготовка: освоение основ какой-либо профессии;
  • профессиональное самоопределение;
  • организация методического сопровождения деятельности специалистов дополнительного образования (в том числе работающих в других типах образовательных учреждений)     

Досуговая функция: удовлетворение потребности личности в содержательном и развивающем отдыхе, через организацию досуга детей и подростков, массовых праздников, смотров, конкурсов, выставок, фестивалей, спортивных соревнований, конференций

Социальные функции направлены на удовлетворение потребностей родителей и детей в:

  • стремлении развить индивидуальные способности, предоставление широкого спектра направлений деятельности;
  • коммуникации: накоплении опыта общения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;
  • социализации: развитии умения адаптироваться к разным социальным средам, поиске и определении собственного социального статуса.
  • социальные функции реализуются через:
  • поддержку, развитие и методическое обеспечение детских общественных объединений, организаций, движений, действующих на базе образовательных учреждений города Выявление и поддержку талантливых детей, развитие их индивидуальности;
  • работу с детьми-инвалидами, воспитанниками школ-интернатов, социально незащищенными семьями.
  • координацию, информационно-методическое и организационное обеспечение в городе одного или нескольких основных направлений  деятельности УДОД (патриотическое, художественно-эстетическое, техническое, биолого-экологическое, туристско-краеведческое, спортивное, социально-педагогическое)

Психологические функции:

  • развивающая: создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психологическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности;
  • компенсаторная: желание ребенка решить личные проблемы, дать реализовать потребность в самоутверждении , самоуважении и  удовлетворении от результатов труда, пережить ситуации успеха;
  • релаксационная: возможность расслабиться, отдохнуть, сменить вид деятельности, реализовать социальные роли, связанные с клубной, профессиональной, творческой деятельностью.

 

Особенность Дворца сегодня – его многофункциональность. Он выполняет учебную, воспитательную, досуговую, методическую, информационную, профилактическую, диагностическую, оздоровительную, хозяйственную работу посредством реализации программ разных видов, нацеленных на создание условий для самореализации и личностного развития, профессионального самоопределения детей.

В основе всей деятельности Дворца лежит идея взаимодействия с образовательным комплексом города в воспитании детей, социализации юных нижегородцев; выявления индивидуальных интересов, потребностей и способностей учащихся на разных возрастных этапах; раскрытия творческого и повышения личностно – делового потенциала детей,  раннего профессионального самоопределения обучающихся.

Об этом свидетельствует постоянный интерес учащихся и их родителей к мероприятиям, проводимым Дворцом, стабильно развивающиеся детские творческие коллективы, высокая результативность обучающихся, конкурентоспособность Дворца.

Виды деятельности, предлагаемые детям города, основываются на результатах социологических опросов, направленных на изучение занятости детей в свободное время, заинтересованности родителей в получении их детьми дополнительного образования  в различных направлениях творчества.

В образовательную деятельность активно внедряются новые педагогические и информационные технологии. Плодотворное педагогическое сотрудничество с родительской общественностью. Наблюдается заинтересованность родителей деятельностью детских коллективов.

Администрация  «ДДТ им. В.П.Чкалова» обеспечивает поддержание должного качества подготовки педагогических работников и сохранение высоких показателей их «категорийности». 30% имеют высшую категорию. 72% имеет высшее образование.

Педагогические кадры учреждения активно принимают участие в конкурсных программах различного уровня: муниципального, регионального,  всероссийского.

Во Дворце эффективно работает Университет педагогических знаний. Ежегодно около 30% педагогов Дворца проходят курсы повышения квалификации.

Учреждение активно представляет свой опыт работы по вопросам управления качеством образования, разработки и реализации образовательных программ; организует многочисленные семинары для различных категорий педагогических работников. Методические разработки Дворца востребованы муниципальной, региональной и всероссийской педагогической общественностью.

На сегодняшний день МБУ ДО «ДДТ им. В.П.Чкалова» имеет достаточную материально-техническую базу, сформирована творческая образовательная среда по взаимосвязанным показателям: проектная, социально-культурная направленность, психологический климат, креативность среды Дворца, инновационность, сплоченность детского и педагогического коллективов.