История Дворца

ДДТ имени В.П. Чкалова: 

 

 

27 мая 1936 года Постановлением № 435 Президиума Горьковского Краевого Исполнительного Комитета Дворцу пионеров было передано помещение бывшего Поземельного банка, находящееся на углу улиц Пискунова и Ульянова.

30 апреля 1937 года произошло торжественное открытие Дворца пионеров и школьников. С этого дня пишется славная летопись деятельности самого известного в городе учреждения дополнительного образования детей.

Первыми кружками во Дворце стали авиамодельный, судомодельный кружок автовождения, военно-стрелковый, радиоконструкторский.

В 1941 – 42 годах многие сотрудники и кружковцы Дворца ушли добровольцами на фронт и отважно сражались за Родину.

В 1942 году по призыву Ленинского комсомола Дворец отправляет в Соловецкую школу юнг 328 лучших комсомольцев, вписавших своей службой на флоте немало ярких страниц в летопись Великой Отечественной войны.

Дворец пионеров стал инициатором и организатором сбора средств на танк «Горьковский пионер». За большую работу в годы Великой Отечественной войны Дворец пионеров и многие сотрудники были награждены почетными грамотами Государственного Комитета Обороны.

В 50-е годы Дворец стал инициатором создания первых детских и подростковых клубов по месту жительства.

В 1951 году – открывается первый в России детский плавательный бассейн.

В 1956 году – первый в России туристско-спортивный лагерь детского актива «Звездочка».

В 1961 году – первая детская радио лаборатория, первый в России музей детской организации.

В 1969 году вслед за Ленинградом и Челябинском создается Научное Общество Учащихся.

В 70-е годы Дворец выступил инициатором проведения жанровых творческих конкурсов по эстетическому воспитанию и смотров детского технического творчества.

В 80-е годы Дворец стал организатором первой экологической экспедиции «Любить природу – значит любить Родину».

Вот уже 20 лет каждые 30 минут, сменяя друг друга, встают на почетную вахту Поста №1 у Вечного Огня Славы лучшие старшеклассники Нижнего Новгорода.

В 1992 году Дворец был переименован в Городской Дворец творчества юных им.В.П.Чкалова.

В 2003 году Дворец обретает новое имя – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества им.В.П.Чкалова.

Опыт работы Дворца многократно был представлен на многих Российских и Международных форумах. Дворец многократно был победителем Всероссийских смотров, дважды удостоен Золотой медали ВДНХ.

Во Дворце работает коллектив высокопрофессиональных, энергичных, творческих специалистов, тесно сотрудничающий с научной и культурной общественностью города и страны, что позволяет создать уникальную образовательную среду, способствующую становлению и развитию личности 4000 детей и подростков, занимающихся в объединениях.

Далеко за пределами России известно творчество лауреата Российских и Международных фестивалей, бессменного участника всех городских и областных праздников образцового хореографического коллектива «Пионерия», руководитель О.Н.Белова; образцового оркестра народных инструментов – руководитель Н.Н.Широкова; хорового коллектива, лауреата премии Горьковского комсомола, победителя международного конкурса «Серебряный колокольчик»; многократного дипломанта Международных конкурсов, образцового коллектива изостудии – руководители В.А.Сергеев и И.С.Соловьева. Широко известна в России и в Мире образцовая народная студия бального танца «Юность» стала центром развития бального искусства в городе, области и России на международном уровне (руководитель Сиверс Т.Б.)

Многие писатели, ведущие педагоги, инженеры, экологи получили свои первые навыки в библиотеке – сердце Дворца.

Много поколений нижегородцев прошли школу творческого роста и научного развития в НОУ «Эврика», где занимается 16000 одаренных детей города и области, многие из которых удостоены Российских и Международных дипломов, премий, издан сборник научных трудов учащихся «Интеллект».

Клуб юных кинологов стал базой подготовки для десятков юношей, ежегодно уходящих служить в пограничные войска и войска внутреннего назначения (руководитель И.И.Самохвалова)

Во Дворце работает свыше 40 различных профильных клубов и объединений, ассоциация учащейся молодежи «Единство», Городская детская организация «Надежда».

Являясь многопрофильным координационно-методическим центром развития дополнительного образования, Дворец разработал программу стабилизации и развития дополнительного образования в городе Нижнем Новгороде до 2000 года, программу деятельности «Воспитание творчеством» до 2005 года, программу деятельности «Воспитание творчеством» до 2010 года, 63 дополнительные образовательные программы 7 из которых имеют экспертное заключение, а две – сертификат. Дворец организует работу 28 методических объединений педагогов-предметников, проводит смотры, конкурсы, олимпиады, конференции, в которых участвует ежегодно 97% образовательных учреждений города, курсы повышения квалификации педагогов.

Дворец совместно с ВУЗами, НИРО, ведет разработку теории и методики, поиск вариативных моделей дополнительного образования.

Являясь инициатором и организатором городского смотра по патриотическому воспитанию, движения детей и подростков «Ты – Нижегородец», Дворец ведет большую работу с ветеранами ВОВ – юнгами, летчиками, за что имеет личные награды Министерства обороны страны. Созданы научно-практические лаборатории по патриотическому воспитанию, по проблемам воспитания и семьи.

Специфическими чертами образовательного процесса в ДДТ им. В.П.Чкалова являются:

§ Предоставление дополнительных возможностей для всестороннего развития ребенка, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей;

§ Избирательность и добровольность участия детей и их родителей в работе учреждения;

§ Разновозрастной состав объединений;

§ Большой выбор видов и форм познавательной и творческой деятельности;

§ Привлекательность, уникальность, неформальность, нестандартность содержания деятельности;

§ Обеспечение развития ребенка как полноправного и деятельного члена общества, профессиональная ориентация;

§ Круглогодичное функционирование учреждения.

За последние 10 лет в организации образовательного процесса педагогический коллектив Дворца почти полностью перешел с уровня обучения по типовым программам дополнительного образования на уровень модифицированных, авторских дополнительных образовательных программ, что позволило значительно расширить образовательные функции:

§ Интенсификация образования: качественное углубление образования в определенной сфере знания (сверх базисного минимума по предмету, вплоть до научных исследований);

§ Экстенсификация образования: количественное расширение образования (освоение предметов и образовательных областей, не предусмотренных школьным планом);

§ Допрофессиональная подготовка: освоение основ какой-либо профессии;

§ Профессиональное самоопределение;

§ Организация методического сопровождения деятельности специалистов дополнительного образования (в том числе работающих в других типах образовательных учреждений).

Досуговая функция: удовлетворение потребности личности в содержательном и развивающем отдыхе, через организацию досуга детей и подростков, массовых праздников, смотров, конкурсов, выставок, фестивалей, спортивных соревнований, конференций.

Социальная функция: удовлетворение потребностей родителей и детей в:

§ Стремлении развить индивидуальные способности, предоставление широкого спектра направлений деятельности;

§ Коммуникации: накоплении опыта общения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;

§ Социализации: развитии умения адаптироваться к разным социальным средам, поиске и определении собственного социального статуса.

Психологическая функция:

§ Развивающая: создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психологическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности;

§ Компенсаторная: желание ребенка решить личные проблемы, дать реализовать потребность в самоутверждении, самоуважении и удовлетворении от результатов труда, пережить ситуации успеха;

§ Релаксационная: возможность расслабиться, отдохнуть, сменить вид деятельности, реализовать социальные роли, связанные с клубной, профессиональной, творческой деятельностью.