Музей боевой славы юнг-горьковчан

История: 

Постановление бюро Горьковского областного комитета комсомола о создании музея принято 17 апреля 1973 года. Необходимые средства были заработаны на субботниках молодежью. Поддержку в создании музея оказали общественные орга­низации и предприятия города (Авиационный завод, «Красное Сормово», «Двигатель революции»). И, конечно, многое сделали сами юнги. Они были щедрыми дарителями реликвий своей военной юности. Бескозырки с названиями школы юнг и боевых кораблей, фронтовые письма, свидетельства об окончании школы, воспоми­нания и фронтовые газеты - на всем печать правды военной поры.

 Огромное количество школ включилось в поисковую работу, и дети предоставили свои материалы. Работу коллекти­ва Дворца по созданию музея возглавила Надежда Николаев­на Белик, тогда директор Дворца, заслуженный работник культуры РФ. Сегодня музеем руководит заслуженный работник культуры РФ Татьяна Ильинична Хорошенкова.

Воспитанники школы юнг в годы Великой Отечественной войны наравне со взрослыми моряками героически воевали практически на всех флотах до самой Победы. Подвиги юных горьковчан Сергея Барабанова, Николая Горбунова, Станислава Шкарина, Валентина Лаптева отмечены орденами Красной Звезды; Николая Федина - орденом Славы III степени, медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны; Евгения Ушакова — медалью Адмирала Ушакова; Владимира  Красненкова — медалью Нахимова; Геннадия Агапова — медалью «За боевые заслуги»...

 Каждый четвертый выпускник школы юнг был горьковчанин.

 

 

Экскурсии:

1. Начало ВОВ, оборонительные сооружения вокруг города.

2. Всё для фронта, всё для победы.

3. Приказ о создании школы юнг.

4. Дорога в Архангельск.

5. Строительство школы юнг.

6. Учёба в школе юнг.

7. Служба на флотах и флотилиях, участие в боевых операциях, огненные годы.

8. Подвиги юнг.

9. Помнить и чтить.

10. Они живут рядом с нами.

 

В активе Совета  юнг работали  Н.Я. Горбунов (участник Парада Победы 1945 года и юбилейного парада на Красной площади в Москве в 1995 году), С.С. Шкарин, К.И. Затылков, А.В. Романцев (все кружковцы Дворца пионеров из довоенного времени),  Г.М. Агапов (он был председателем Совета ветеранов поселка Малое Козино), М.С. Хорошев – заслуженный работник культуры, журналист из Павлово, Н.И. Сафронов из Балахны и многие другие ветераны-моряки. В настоящее время работу Совета ветеранов юнг-горьковчан возглавляет С.К. Раков, знаток истории России и прекрасный рассказчик.

Юнга с эсминца «Громкий» Дмитрий Дмитриевич Арсенин стал заслуженным художником России и кавалером ордена Милосердия фонда «Дети России». Арсенин возглавлял нижегородскую школу искусств и ремесел «Изограф», приобщая к прекрасному слабослышащих детей. По его инициативе был создан филиал музея юнг в школе «Изограф».

Юнга-балтиец С.К. Раков – один из самых активных пропагандистов музея и один из самых щедрых дарителей (спроектировал, сделал и подарил замечательный макет землянки, второй макет он подарил музею Соловецкого кремля).

Среди наиболее ценных экспонатов музея скульптурный бюст юнги Саши Ковалева работы В. Пурехова; бесценная рукописная книга С. Барабанова; подарки С.С. Шахова, В.Н. Пастухова, А. Юсипова, К. Затылкова, В. Лаптева, С. Ракова; модели кораблей, изготовленные судомоделистами под руководством В.С. Богданова; книги В.С. Пикуля с автографами; штурвал, якорь, рында, мягкий флянец, рупор, кнехт, мушкель и другие экспонаты.

По заданию музея в школах города работают поисковые группы. В разное время пополняли музей материалами следопыты школ №№ 173, 2, 44, 68, 13, 55, 93, 32, 179, интерната №5, интерната для незрячих и слабовидящих детей, лицея №8.

Поисковым отрядам присваивались имена героев-юнг. По результатам работы поисковых отрядов в Выксе (председатель районного совета В.А. Куприянов) одна из улиц названа в честь юнги-разведчика Саши Чаулина. Поисковый отряд школы №173 (руководитель Н.Д. Литвинчук) оформил дневник, состоящий из семи биографий погибших юнг.

Музей боевой славы органично входит в образовательное пространство Дворца детского творчества имени В.П.Чкалова, служит целям воспитания достойных граждан России, является уникальным местом встречи поколений. Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей, педагогов и родителей.